Реформа последипломного и непрерывного медицинского образования в Кыргызстане

Целью реформирования медицинского образования является подготовка медицинских кадров, которые обладают необходимыми навыками и компетенциями для того, чтобы отвечать изменяющимся нуждам населения в области здравоохранения.

В настоящее время система здравоохранения Кыргызстана характеризуется следующими условиями:

* увеличение доли хронических неинфекционных заболеваний в структуре заболеваемости и смертности населения, таких как сердечно - сосудистые заболевания, сахарный диабет, рак, хронические респираторные болезни и психические заболевания, оказывающие основную нагрузку на систему здравоохранения и на самих пациентов;

* инфекционные заболевания все еще оказывают значительную нагрузку вследствие высоких показателей заболеваемости туберкулезом, гепатитами, респираторными заболеваниями и кишечными инфекциями в основном преобладающих в сельской местности;

* существенная нехватка врачей первичного звена и других медицинских специалистов в сельских регионах и местностях при их значительном сосредоточении в крупных городах страны;

* заметное снижение качества образования медицинских специалистов, вследствие недостаточного доступа к клинической практике.

Мероприятия по реформированию ПДМО и НМО были начаты после первоначальной оценки потребностей, выполненной в 2013 г. экспертами из Швейцарии совместно с коллегами из Кыргызстана. Данная оценка выявила необходимость в децентрализации в регионы определенного объема клинической подготовки и необходимость усиления клинических компетенций и навыков.

В 2014 г в соответствии с международными стандартами медицинского образования была разработана Национальная Стратегия развития последипломного и непрерывного медицинского образования на 2014-2020 гг., которая определила общие рамки для внедрения реформы ПДМО и НМО, и где национальным приоритетом является подготовка семейных врачей/врачей общей практики для отдаленных регионов страны.

Основные приоритетные направления реформы ПДМО и НМО:

* Разработка стандартов и учебной программы последипломной подготовки

* Децентрализация последипломного медицинского образования

* Внедрение интегрированного непрерывного медицинского образования

* Разработка и внедрение клинических протоколов по НИЗ

* Усиление роли профессиональных медицинских ассоциаций в ПДМО и НМО

* Усиление роли медицинских сестер в предоставлении медицинской помощи населению

* Внедрение дистанционного обучения и телемедицины для целей ПДМО и НМО

Проект «Реформы медицинского образования в Кыргызской Республике» (MER) выступает посредником в процессе реформирования и предоставляет экспертную оценку, идеи и поддержку местным партнерам. Проект MER тесно сотрудничает с ключевыми партнерами в Кыргызстане: Министерством здравоохранения КР, осуществляющим руководство процессом реформирования медицинского образования, образовательными организациями, профессиональными медицинскими ассоциациями, организациями практического здравоохранения.